401 сравнительно честный способ…

27/08/2009 @ 12:34

Ну, допустим, про 401 я наврал. Но почему-то во время общения с сервисной индустрией Турции меня не покидает чувство, что меня где-то кинули. Во многих местах я знаю где и просто расслабляюсь. Где-то я готов бороться. Где-то мне не совсем понятно, зачем делать так, через не то место?

1. Экскурсии в гостинице.
Русскоговорящий гид. Кому ещё можно довериться как не ему? Ведь если он сказал, что мест на экскурсию осталось очень мало, значит так оно и есть…

Нет. Не есть. Автобусов в Турции очень много. Мест хватит всем. Если их не будет в одном автобусе, вас посадят в другой, третий… И так до бесконечности.

Делается это для того, чтобы вы купили экскурсию быстро. А быстро значит… (переходим к пункту 2)

Как бороться: Не обращайте внимания. Это такая техника продаж.

2. Экскурсии в гостинице — 2
… дорого. Стоимость экскурсий, приобретенных в гостинице где-то в 2-3 раза выше, чем тех же экскурсий, но в центре Бодрума. Аргументы — это надежнее, безопаснее, качественнее.

В реальности — вереница автобусов разных фирм взбирается по одним и тем же серпантинам в горы и приезжает по очереди на одни и те же достопримечательности. Одна и та же программа, разные акценты от экскурсоводов.

Как бороться: едьте в центр большого города и покупайте там.

3. Бесплатный хамам (в дополнение к купленным экскурсиям)
Хамам — это такая турецкая баня. Да, вас бесплатно довезут до него. Да, вам даже позволят полежать на теплом камне, потрут где успеют специальной перчаткой и сделают «пенный массаж» (вас обливают пеной и протирают руками). Все остальное (а остальное — это массаж, маски, чаи) — за деньги, покрывающие стоимость «платного» хамама.

Как бороться: Просто не ожидайте мегабани. Возьмите максимум от массажа и прочих процедур.

4. Визит, «рекомендованый Министерством туризма»
Вас обязательно завезут на что-то из области «Фабрики шёлковых ковров», «Музея золота» или «Института кожи».

Вам обязательно покажут пару ткачих, вдумчивого ювелира с лупой или человека в белом халате трущего чем-то кожу.

На самом деле это не слишком обычные большие магазины без особых вывесок. Там вы не увидите настоящего производства, исследований или каких-то диковинных экспонатов. Просто продажа, рассчитанная на то, что у вас мало времени и вы не будете долго торговаться. Да и чтобы торговаться надо быть в курсе цен в других местах, а у вас особого выбора-то и нет…

Кроме все прочего, по теории вероятности кто-то ведётся и начинает что-то покупать. Это задерживает всю экскурсию на ещё полчаса — час.

Как бороться: Визиты в такие места неизбежны. Нужно расслабиться и получить максимум удовольствия.

5. Чаевые водителю автобуса
Просто не совсем понятный вид платежа… Для меня поездка на автобусе характеризуется двумя показателями: своевременность и безопасность. И в любом путешествии они должны быть. За это водитель получает зарплату.

Однако, в каждом автобусе вы увидите «Tip Box» (коробку для чаевых).

Иногда просьба чаевых будет также озвучена экскурсоводом.

В нашем случае это были просьбы на 2-х языках — польском и русском. Русская версия гласила, что водитель очень опытный, 20 лет ездит по этой дороге (он выглядел на 25 всего) и очень старался. Польская — что водитель ждет мальчика-первенца и будет очень благодарен. Польская внушила больше доверия, но осадок-то остался.

Как противостоять: Не хотите — не давайте.

6. Чаевые горничной
Не помогают. Чистота уборки и креативность плетения лебедей из полотенец не зависит от суммы чаевых.

5 лир, оставленных за пару дней «постоплатой», не произвели никакого впечатления. Ничего не оставленное лишило нас матраса на балконе, но красиво разложило покрывала.

Как бороться: Давать 1 лиру стабильно.

7. «Приходите завтра»
В переводе на язык правды это может значить как «я не знаю, о чем речь», так и «это бесплатно, но пока не дадите чаевых — не скажу» или даже «мест нет, но не хочу вас огорчать».

В нашем случае мы пытались заказать столик в «A la carte» (типа с меню) ресторане, входящий в стоимость гостиницы. Заказывается (по инструкции) за 24 часа до дня посещения. Попытка заказать за 48 часов (типа заранее) провалилась, т.к. нужно за 24. Ещё один подход (за сутки) выявил, что 24 часа — это просто написано, но нужно заказывать утром, с 9 до 12, дня, в который хочешь посетить. Утром (с 9 до 12) я узнаю, что уже слишком поздно и надо было вчера вечером (т.е. все-таки за 24 часа). И только фраза «Скажите мне имя и фамилию человека, который вчера дежурил, я хочу написать о нем» магическим образом открыла для нас список посетителей.

Как бороться: четко выяснить, что же движет конкретным человеком и действовать соответственно. Показывайте инструкции, если они есть. Угрожайте. Говорите с разными людьми, играя на противоречиях. Или платите, если немного.

6. Медицинское обслуживание
Страховка не работает. Берите деньги. В принципе, мы ожидаем, что возмещение по этому случаю мы в Украине получим. Но зная текущую обстановку в страховой отрасли всё ещё есть некоторые сомнения.

Вам, как и нам, наверное сложно будет представить, как машина от и до гостиницы, рентген-снимок, местная анестезия и удаление ногтя могут стоить 550 долларов.

Сложно было не только нам, но и какому-то американцу, который получив счет сказал что «You are quite expensive…». Но ему проще, он получил достойный ответ, мол это ведь ЧАСТНАЯ клиника. Нам про такое не говорили.

Как бороться: Будьте осторожны и готовы к тому, что страховая компания вас внимательно распросит обо всем, скажет в какую клинику идти, но все расходы вы будете оплачивать сами.

7. Платежные карты
Работают. С большой неохотой. Обычное явление — с десяток POS-терминалов, стоящих рядом с кассой. Но если вы пытаетесь оплатить картой, то либо вам будут продавать товар за большие деньги либо удрученно водить карточкой в одном и том же, потом говорить, что он не работает и просить сходить в банкомат за углом.

Таким образом они просто перекладывают свои расходы на вас, т.к. в случае с ПОС-терминалом комиссию платят они, а в случае с банкоматом — вы.

Как бороться: Предлагайте попробовать следующий терминал. Какой-то да заработает. И следите, чтобы не провели по нескольким терминалам сразу 🙂

8. Ценники
Вы почти нигде не увидите ценников. Цена зависит только от вас. Скорее всего от того, как вы выглядите и насколько готовы торговаться.

В нашем случае — нелюбовь к торговле делает свое дело — мы просто не покупаем. А могли бы 😉

9. Валюта
Национальная валюта в Турции — Турецкая Лира. Это не мешает свободному хождению Евро (2 TL = 1 EUR) и Доллара (1.4 TL = 1 USD). Обычно все ограничивается милыми шалостями типа перевода Лиры в Доллар по 1.5, а наоборот — по 1.3 и написанием ценников в валюте, отличной от Турецкой лиры (чтобы не травмировать вас). Иногда (в тех районах, где преобладают Британцы) цены пишутся в фунтах. Причем по номиналу они равны ценам в Лирах в других районах. Т.е. вы платите не 5 Лир, а 5 Фунтов за тот же товар.

На данный момент — всё. Если вспомню, то добавлю ещё.

PS: Вообще, всё это похоже на легальную форму притеснения «неверных», хотя Турция и является Светской Республикой 🙂

Граждане! Уважайте труд вебмастеров! При копировании вставляйте ссылки на источники! Это сохранит вашу карму и сделает её мягкой и шелковистой!
Введите ваш E-Mail, чтобы получать уведомления об обновлениях:

Сервис предоставлен FeedBurner, за что ему отдельное спасибо.

  • 4 комментария to “401 сравнительно честный способ…”

    1. Саша Says:

      В общем, в Турции Вы почувствовали себя почти, как дома (в смысле «организованного беспорядка») с обслуживанием. 🙂

      А что это такого нехорошего произошло, что пришлось снимок делать, и ноготь удалять?
      Молотком по пальцу?

    2. Андрей Says:

      Я вообщем-то ситуацией со страховкой удивлен. Может зависит от местности/отеля/страховой компании. 2 года назад отдыхал с семъей в Мажести в Фетхие. Мы немного простудились от ныряния, плюс уши болели. Ходили по страховке к врачу в гостиннице. Отлично обслужили.
      В Египте для сравнения медицина намного хуже. Но мы тоже страховку использовали. Без каких то особых возражений от страховой.
      Может сейчас у страховых сложная ситуация?

    3. Alexander Petrenko Says:

      Андрей, со страховкой все закончилось хорошо. Возмещение мы получили. Но уже тут, в Украине.

      От страховой не было возражений, как и не было оплаты в момент визита. И если бы не скромные заначки на карточках, то я не уверен, чем бы закончилось оказание нам всей нужной помощи.

    4. Raisa Sinitsyna Says:

      Александр, я перепечатала (с сылкой) — пригодится моим туристам! http://espanamyhome.com/?p=1543

    Оставить комментарий